Сюжеты с котиками традиционно набирают тысячи, а то и миллионы просмотров в интернете. Впрочем, как выяснили археологи, изображения кошачьих — отнюдь не увлечение нынешнего времени. И за сотни лет до эпохи интернета смотреть на котиков очень даже любили.
Недавно московские археологи нашли печные изразцы с изображениями кошек в коронах. Правда, тогда это были не совсем домашние животные: археологи предполагают, что это мантикоры. Возраст находки — около 400 лет. Примечательно, что обнаружили их в разных частях столицы.
В Туле, по словам специалиста Тульской археологической экспедиции, реставратора Инны Маркиной, кошачьи «следы» тоже обнаруживают на изразцах: в фондах музея-заповедника «Куликово поле» есть несколько артефактов с изображениями льва, барса, грифона. Так, на печных изразцах конца XVII — начала XVIII века изображена битва льва и единорога. Они были найдены в тульском Заречье.
— Это изделия тульских мастеров: глиняное тесто при обжиге приобретает персиковый оттенок из-за малого содержания железа в нем, — объясняет Инна Маркина. — А вот московские изразцы — терракотовые. Яркие, красные.
По ее словам, битва льва и единорога — широко распространенный сюжет. Есть мнение, что борьба этих животных символизирует победу лета (в образе льва) над весной (в образе единорога), поединок двух миров — наземного и подземного.
Еще один кошачий образ с тульского изразца демонстрирует во всей красе грифона. У мифического крылатого существа туловище льва, а голова орла. В прикладном искусстве Средневековья и раннего Нового времени грифон — отважный и непобедимый зверь, помогающий людям. Но его образ имеет противоречивый характер и может представлять как Спасителя, так и антихриста. По словам специалиста, в провинции грифоны — редкость. Как правило, они встречаются на рельефных керамических плитках из Москвы.
— Широко были распространены муравленые рамочные изразцы с изображением грифона с надписью «Грив зверь лютый». Один из подобных изразцов найден при раскопках в Тульском кремле, — рассказала Инна.
Нашли археологи в тульской Гончарной слободе и грифона совсем уж уникального для провинции — он единственный в своем роде из раскопок в Туле. Грифон изображен в геральдической позе (хвост и левая лапа приподняты вверх, длинные когти выпущены) на поясковом изразце, которыми оформлялись переходы между ярусами на печах в середине XVII — начале XVIII века. Он существенно отличается от других находок: цвет обожженной глины — оранжевый, в ней примесь крупного песка, глазурь синяя и желтая. Как считает Инна Маркина, возможно, эта находка археологов прибыла в Тулу из Европы.
Впрочем, тульские гончары не только львов изображали на изразцах, но и других представителей кошачьих — барсов, например.
В коллекции музея-заповедника «Куликово поле» несколько фрагментов изразцов с изображением барсов. Они были найдены в разных точках исторического центра Тулы: в Заречье и самом центре города. Сюжет на них тоже вполне традиционный: барс, сидящий под древом жизни.
«Это довольно распространенный сюжет среди московских рамочных терракотовых изразцов. Видимо, он тоже приглянулся тульским гончарам и активно тиражировался, — замечает Инна Маркина. — Все изразцы с барсами выполнены из светложгущейся глины. Мы предполагаем, что они местного производства, но пока это гипотеза — нужно делать анализ глиняной массы»
Источник: https://rg.ru